Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
09 мая 2024 активны на платформе
53 807 +19
Преподавателей
584 563 +112
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Демонстрационный экзамен — лучший метод независимой оценки качества нашего образования»: удался ли эксперимент с введением нового формата ГИА?

Дата публикации
27 апреля 2024
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1029

24 апреля в Юрайт.Академии состоялась дискуссия «Организация демонстрационного экзамена: навстречу аттестации» в рамках онлайн-конференции «Проектное обучение: наставничество и научное руководство»

Итоговая аттестация выпускников стоит на двух столпах: на объективности и независимости оценки качества. Чтобы они реализовывались в полной мере, эксперты сферы образования экспериментально внедряют новые форматы ГИА. Так и появился демонстрационный экзамен. Наши спикеры рассказали об особенностях его проведения. 

 

В начале было постановление: краткая история демонстрационного экзамена

Демонстрационный экзамен проводится по программам среднего профессионального образования (СПО). В его основе лежит моделирование реальных производственных условий, благодаря которому выпускники могут продемонстрировать свои знания и умения на практике.

«Профессиональные образовательные организации Московской области начали проводить демонстрационный экзамен с 2017 года, с момента подписания постановления Правительства о проведении соответствующего эксперимента в ряде регионов (от 2016 года), — рассказывает региональный координатор демонстрационного экзамена в Московской области Александр Колосков. — На данный момент в демонстрационном экзамене как форме государственной итоговой аттестации участвуют более 80 профессий и специальностей. В 2024 году запланировано проведение ГИА и ПА в форме демонстрационного экзамена для более чем 14 000 обучающихся, в том числе и выпускников. Для оценки знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися, будут привлечены более 12 000 экспертов из сторонних организаций соответствующих профилей».

Стандартные экзамены ориентированы на оценку теоретической подкованности обучающихся. Новый формат позволяет определить уровень владения материалом путем наблюдения. Алгоритм действий при выполнении той или иной задачи показывает членам государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), насколько выпускник готов к реальной работе. Востребованность такого подхода подтверждает заместитель директора по учебно-производственной работе Архангельского государственного многопрофильного колледжа Андрей Бочаров:

«В нашем колледже есть ряд специальностей и профессий, которые предусматривают демонстрационный экзамен в рамках ГИА. Мы давно проводим его по "Экономике и бухгалтерскому учету", "Гостиничному делу", уже второй год — по "Зоотехнии". В этом году впервые проводим демонстрационный экзамен по профессии "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей". Количество таких специальностей и профессий растет, потому что обновляются стандарты». 

Совершенствование нового формата аттестации продолжается. Но уже сейчас заметны его преимущества. «Демонстрационный экзамен внедрялся в образовательные программы на протяжении трех лет. За это время мы улучшили его качество. Наших выпускников теперь не нужно "дотягивать" до профессионалов непосредственно на предприятиях. Таким специалистам даже отменили стажировки на технологических производствах», — обращает внимание заместитель директора по учебно-производственной работе Канского политехнического колледжа, заместитель председателя ФУМО УГ 08.00.00 Строительство и строительные технологии: эксперт-разработчик ФГОС СПО, оценочных материалов ДЭ, лауреат государственной премии Красноярского края в области профессионального образования Ольга Перепечко. Спикер также напоминает: «Демонстрационные экзамены разрабатываются на основе ФГОСа, учитываются знания и умения студентов, которые в нем прописаны. Но сейчас они перенесены в образовательные программы».

 

Ничто не безупречно: «плюсы» и «минусы» демонстрационного экзамена

«Для чего нужен демонстрационный экзамен? Выпускник в процессе выполнения заданий демонстрационного экзамена показывает практические навыки и знания, которые он приобрел в процессе обучения. Но есть специальности и профессии, где это сложно сделать. Именно поэтому не всем подходит такая форма проведения ГИА», — замечает Александр Колосков. Напомним, что согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования руководство учебного заведения демонстрационным экзаменом может заменить стандартную процедуру аттестации или провести его вместе с защитой выпускных квалификационных работ (ВКР). 

Андрей Бочаров (АГМК) видит несколько слепых зон в проведении демонстрационного экзамена:

«Первая проблема связана с преемственностью. В прошлом году мы закупили оборудование для одной специальности, а в этом году по ней же нужно уже другое. Затраты на каждую достигают нескольких миллионов рублей. Соответственно, каждый год будет вставать вопрос, где взять достаточную сумму». Нормативная база экзамена тоже добавляет трудности. Эксперт приводит пример из личной практики: «Вторая проблема возникает из-за комплектов оценочной документации. Возникают ситуации, когда в открытой части оценочной документации перечень один, а в закрытой части, которую предоставляют за день до экзамена, появляется оборудование, которое не упоминалось изначально».

Форма демонстрационного экзамена не идеальна. Однако ее «плюсы» для СПО очевидны. «По моему мнению, демонстрационный экзамен — лучший метод независимой оценки качества нашего образования. Я бы хотела, чтобы на такой формат побыстрее перешли другие учреждения, потому что он отлично показывает практические навыки выпускников СПО», — делится своим мнением Ольга Перепечко (КПК)

 

Доверяй, но советуй: заменят ли работодатели членов ГЭК?

Все чаще образовательные программы отвечают потребностям современных компаний. Работодатели заинтересованы в качественных кадрах. Именно поэтому они охотно соглашаются консультировать разработчиков учебных дисциплин и системы оценивания. Об этом говорит Ольга Перепечко (КПК): «Мы периодически обращались к работодателям, когда разрабатывали демонстрационный экзамен. Даже сейчас они входят в состав инициативной группы, пишут рецензии на каждый учебный план и дисциплину. Хорошо, если работодатели советуют, какой метод при подготовке студентов лучше применить в будущем. Нужно обязательно привлекать их к учебному процессу».

Сотрудничество с работодателями дает свои плоды и при организации демонстрационного экзамена. Не секрет, что такой формат аттестации требует существенных затрат на оборудование и локацию. Для некоторых учебных учреждений все это становится проблемой. Как ее решают коллеги, рассказывает Александр Колосков:

«В этом году нагрузка на образовательные учреждения огромная. Очень много выпускается специалистов, которые должны сдавать демонстрационный экзамен. Поэтому профессиональные образовательные организации в рамках сетевого взаимодействия с предприятиями — работодателями, коммерческими организациями — проводят демонстрационный экзамен на площадке партнера. Например, мастера по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей отлично сдают экзамен в автосалонах-сервисах, оснащенных современным оборудованием». 

Многие эксперты заметили любопытную тенденцию — состав ГЭК расширяется, включая в себя все больше и больше представителей производственных компаний. Работодатели уже на этапе аттестации могут выбрать специалистов в свою организацию. «Состав ГЭК с введением нового порядка ГИА увеличивается: одни члены ГЭК присутствуют на защите дипломных работ, другие — на демонстрационном экзамене, — подтверждает Андрей Бочаров (АГМК). — Таким образом, в ГИА может быть вовлечено до 10, а иногда и больше экспертов. Особенно важны для студентов эксперты-работодатели. Сейчас есть идея, чтобы ГЭК состояла только из них. Но где взять такое количество экспертов, которые могут себе позволить оторваться от основной работы на несколько дней? Можно приглашать в качестве экспертов выпускников, которые пошли работать по профилю».

Все нововведения в сфере образования направлены на качественные улучшения профессиональных компетенций выпускников. И демонстрационный экзамен не исключение. Такой формат имеет недостатки, но, как отметили некоторые эксперты, на данный момент это один из лучших способов проверки практических навыков обучающихся СПО. 

Благодарим всех участников и приглашаем присоединиться к следующим онлайн-дискуссиям Юрайт.Академии.