Повышаем образовательный уровень в России

Как правильно написать РПД, шаблоны РПД

Составление и актуализация РПД. Методологические и практические аспекты. Спикеры: заместитель главного редактора издательства "Юрайт" Александр Андреевич Сафонов и заместитель коммерческого директора издательства "Юрайт" Виктор Владимирович Гужов. Видео адресовано преподавателям, сотрудникам УМО, руководителям образовательных организаций

Как составлять рабочую программу дисциплины

На основании ФГОС ВО 3-го поколения, примерных основных образовательных программ (ПООП) и профессиональных стандартов (ПС) соответствующих отраслей производства или науки образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает собственные образовательные программы (ОП вуза), а также технологию их реализации.

Если реализации учебной дисциплины в нескольких учебных семестрах или её преподавание осуществляется несколькими кафедрами, РПД разрабатывается в целом для всей учебной дисциплины с указанием основной кафедры, отвечающей за реализацию дисциплины («владельца» дисциплины), и кафедр, отвечающих за конкретные разделы.

Несколько дисциплин, родственных по содержательной части, могут составлять образовательный модуль дисциплин (ОМД), при этом рабочая учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине, входящей в ОМД, с указанием наименования ОМД на титульной странице.

Структура рабочей программы дисциплины должна состоять из следующих разделов:

Титульный лист

На титульном листе приведена вся основная информация о дисциплине — как дисциплина (или модуль) называется, к какому учебному циклу относится, для каких направлений подготовки она разработана, какова её трудоемкость. Очень важно всю информацию на титульном листе указать правильно.

Цели освоения дисциплины

Определение цели преподавания и освоения дисциплины является весьма ответственной и непростой задачей. На этом этапе на основании требований ФГОС 3++ , конкретизированных и дополненных образовательной организацией.

Разрабатываются требования к результатам обучения по каждой из дисциплин (модулей) — компетенциям, необходимым для формирования знаний у студентов. Обычно к моменту разработки рабочей программы дисциплины (модуля) компетенции, которыми должен овладеть студент в результате освоения дисциплины, уже в общих чертах определены и указаны в самих ФГОС.

Место дисциплины в структуре ООП

Укажите, к какому учебному циклу относится дисциплина (это можно определить по шифру дисциплины, или свериться с учебным планом по соответствующему направлению подготовки, или с таблицей структуры ООП в компетентностной модели выпускника).

Напишите, какие дисциплины должны быть предшествующими, а какие последующими как с точки содержания, так и с точки зрения процесса формирования компетенций выпускника.

Структура и содержание дисциплины

Здесь следует указать трудоемкость освоения дисциплины в зачетных единицах и часах в строгом соответствии с учебным планом. Далее нужно заполнить таблицу, содержащую информацию о разделах дисциплины и распределении учебной нагрузки по разделам и видам занятий и самостоятельной работы студента (СРС).

Содержание дисциплины

В данном разделе рабочей программы приводится все содержание дисциплины. Это один из наиболее традиционных разделов рабочей программы дисциплины. Здесь указывается перечень дидактических единиц, изучаемых студентами по каждому из разделов дисциплины.

Самостоятельная работа студента

В этом разделе необходимо учесть все виды самостоятельной (внеаудиторной) работы, требуемой для освоения дисциплины и, определить их примерную трудоемкость.

Применяемые образовательные технологии

Здесь необходимо указать какими именно образовательными технологиями вы пользуетесь в процессе своей профессиональной деятельности. Это могут быть и электронные учебники, и онлайн-лекции, и применение социальных сетей в организации занятий, и специальные программы и т.д. Проще всего - указать образовательные технологии, которые предлагает издательство Юрайт и применять их на своих занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Формы контроля освоения дисциплины

Раздел включает описание форм текущей и рубежной аттестации, а также промежуточного контроля. Если дисциплина преподается в течение нескольких семестров, укажите формы промежуточного контроля в каждом из семестров. Если формы текущей и рубежной аттестации различаются в разных семестрах, то это тоже нужно указать.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Укажите список основной и дополнительной литературы по дисциплине, электронные ресурсы и т. п. В обязательном порядке следует указывать ссылки на ресурсы электронных библиотечных систем, доступных для использования в образовательной организации! При оформлении рабочей программы дисциплины обязательно уточните, доступ к каким электронным библиотечным системам открыт в настоящий момент. Сделать это можно в библиотеке своей образовательной организации.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Составьте список всех материально-технических средств, необходимых для чтения лекций, проведения практических, семинарских занятий, лабораторных работ. Не забудьте указать необходимое оборудование аудиторий (проекторы, ноутбуки, компьютерные рабочие места и т.д.), программное обеспечение, раздаточный материал и т. п.

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры

Читать